Международный аэропорт «Нурсултан Назарбаев». Фоторепортаж
Национальная компания «КТЖ» впервые провела открытый тур для СМИ в главном аэропорту Казахстана. Informburo.kz выделил главное.
Благодаря ЭКСПО-2017 столица республики обрела, по сути, новый аэропорт. Воздушная гавань, которой присвоили имя Президента, способна принимать суда разных типов, кроме, пожалуй, самолётов для трансатлантических перелётов. Руководство аэропорта утверждает, что улучшился сервис и пассажиропоток.
Самый-самый
Вечная конкуренция между новой и бывшей столицами распространяется на все сферы жизни. Увеличив вдвое площадь воздушной гавани и построив новый современный терминал, исполнительная власть свой выбор в этом вопросе сделала.
Пусть пока международный аэропорт Алматы и занимает первое место по объёмам и показателям, но его коллега в Астане через некоторое время станет бессменным лидером. Аэропорт «Нурсултан Назарбаев» способен принимать после глубокой модернизации 8,6 млн пассажиров в год.
Раньше многие перевозчики с широкофюзеляжными судами даже пристыковаться в столице Казахстана не могли и летали только в Алматы. Три новых «гейта» превращают Астану в главный транспортный хаб Центральной Азии. Правда, один рукав до конца не готов, к октябрю 2017-го застройщик в лице Mabco Constractions SA (дочерняя компания строительного гиганта Mabetex Group) обещает закончить недоделки. Жаль лишь что застройщик не успел всё к 31 мая, дню официального открытия воздушной гавани. Главе государства, к счастью, недоделки показывать не стали, и правильно сделали.
Новый терминал, которому было решено присвоить имя «Т1» (старый терминал получил, соответственно, имя «Т2»), буквально напичкан новыми технологиями. Здесь больше информационных табло, стоек регистрации, на каждом шагу пассажира встречает какая-нибудь интеллектуальная система.
Отдельно стоит упомянуть и о самой современной в республике системе обработки багажа. Как заверил журналистов Паоло Ричиотти, председатель правления международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев», здесь к багажу пассажиров относятся к пиететом. Можно не волноваться за сохранность хрупких вещей. А за безопасность отвечает многоуровневая система бесконтактного досмотра.
Парковочный вопрос
Множество нареканий вызвала политика использования парковочного пространства. Цена на услугу обернулась шквалом критики депутатов и звёзд шоу-бизнеса, которые в общем зарабатывают больше среднестатистического казахстанца.
Дело в том, что управлением всеми типами парковок аэропорта занимается компания «Астана LRT». Руководство там недавно сменилось, а многочисленные скандалы регулярно появлялись в средствах массовой информации.
Как признался в интервью Бекмырза Игенбердинов, начальник управления пассажирского транспорта Астаны, квитанции на десятки тысяч тенге, действительно, вызвали в обществе нездоровый ажиотаж и осуждение:
«Мы проводили по этому поводу специальную пресс-конференцию и признали, что были допущены ошибки в вопросах информирования потребителей о тарифах. Не отрицаю, что тарифная сетка будет, возможно, в будущем пересмотрена. Сейчас мы говорим о том, что в международном аэропорту «Нурсултан Назарбаев» работают активно три парковочные зоны. Первая, крытая, на 266 мест предназначена для длительного хранения авто, первые и последующие сутки там стоят всего по две тысячи тенге. Вторая зона, платная, она так и называется – краткосрочная парковка. Именно к её тарифам было обращено столько внимания. За первые сутки клиент, действительно, должен заплатить 33 тысячи тенге, но она не предназначена для того, чтобы там оставляли авто и улетали в отпуск, к примеру. Есть и третья зона – бесплатная парковка на 543 автомобиля. Это та самая альтернатива: там также безопасно, просто она находится на определённом расстоянии и нужно, как говорится, предпринять усилия, чтобы дойти».
После скандалов количество инфотабло с тарифами, действительно, увеличилось. В общем, требования закона «О защите прав потребителей» о полном и достаточном информировании клиента о тарифах никто не отменял. Какую-то часть скандальных чеков на кругленькие суммы, к слову, обещают простить. Правда, кому и когда это сделают, представители Астана LRT не уточнили.
Будут добивать и дооснащать
К 25 августа, то есть за неполные три летних месяца своей работы, терминал Т1 успел принять 500 тысяч пассажиров. В целом рост, конечно же, связывают с проведением ЭКСПО-2017. Количество прилетевших по сравнению с летом прошлого года увеличилось на 57%. За июнь-июль количество пассажиров заграничных рейсов увеличилось почти на 20%.
Сроки открытия аэропорта, а точнее нового его терминала, переносили несколько раз. в 2016 году, к примеру, речь шла о 1 апреля 2017 года. В итоге документально в эксплуатацию он был принят только 5 июня. Но даже сейчас есть некоторые недоделки, которые обещают оперативно исправить:
- парковочное пространство для удобства клиентов будет пронумеровано, закончится монтаж новых шлагбаумов;
- будут установлены десятки дополнительных камер видеонаблюдения, которые будут интегрированы с Ситуационным центром акимата Астаны;
- будут установлены также новые мониторы и дисплеи со справочной информацией для пассажиров и встречающих.
В целом к концу октября в международном аэропорту «Нурсултан Назарбаев» планируют закончить все виды строительных работ. Вероятно, к этому времени заработают и дополнительные магазины беспошлинной торговли Duty Free. Сейчас в зале вылета они всё ещё закрыты рекламой ЭКСПО-2017.
Тонкости сервиса
Руководство аэропорта гарантирует, что в новом терминале благодаря тем же новым технологиям сокращается скорость прохождения всех процедур: регистрации, пограничного и таможенного досмотров.
Стоек здесь, на самом деле, гораздо больше, чем в старом терминале. Обслуживающий персонал вежливее и моложе. Пограничники подчёркивают, что они реально стали чаще улыбаться при проверке документов. Здесь также можно встретить не менее позитивных волонтёров ЭКСПО-2017.
Зона беспошлинной торговли, которая в начале июня встречала пассажиров пустыми полками, наконец-то ломится от ассортимента. Особый акцент был сделан на тематическую сувенирную продукцию. К примеру, яркую брендированную фоторамку турист может приобрести всего за 8 евро.
Практически все надписи в зоне фудкорта и Duty Free выполнены на четырёх языках: казахском, русском, английском и китайском. Понятно, что делается это вслед за другими аэропортами мира, но акцент на туристов из Поднебесной, вероятно, не может не радовать китайских граждан.
Цены в заведениях воздушной гавани в среднем не превышают аналогичные в сетевых заведениях Астаны, что-то можно найти даже дешевле. Однако в алматинском аэропорту цены зачастую гораздо выше.
К концу третьего месяца работы нового терминала там работают все мини-рестораны и фуд-зоны. В любом из них можно рассчитаться карточкой.
Имя Нурсултан Назарбаев ко многому обязывает
На днях закончат монтаж уже четвёртой надписи «Нурсултан Назарбаев», две будут на казахском, две – на английском, как и положено по международным стандартам.
А вот чего не смогут добиться в самое ближайшее время, так это смены уникального трёхбуквенного кода столичного аэропорта. IATA-код десятилетия остаётся один и тот же – TSE, то есть Целиноград.
Казахстанские чиновники не смогли в своё время TSE поменять на AST по банальной причине. AST за собой занял скромный аэропорт в городе Астория в США. IATA-код ASA занят ещё более скромной воздушной гаванью в африканском государстве Эритрея.
По мнению Паоло Ричиотти, председателя правления международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев», не стоит придавать большое значение этому процессу:
«Поверьте, в мире достаточно крупных аэропортов, чьи IATA-коды не совпадают с географическим названием или не являются сокращением имени человека, в честь кого он назван. К примеру, в моей родной Италии воздушная гавань в Риме имеет IATA-код FCO, хотя он назван в честь Леонардо да Винчи. IATA-код аэропорта Ататюрка в Стамбуле – IST и так далее. Этим вопросом сейчас занимаются представители Министерства по инвестициям и развитию РК. Для меня главное, чтобы улучшался сервис, пассажиры были довольны, запускались новые рейсы и приходили новые авиакомпании. Вы же понимаете, имя Нурсултан Назарбаев ко многому обязывает».
Обещает руководство столичной воздушной гавани не забывать и о старом терминале Т2.
Хоть теперь там и нет зала международных вылетов и зоны Duty Free, но он всё ещё даёт миллионные показатели основного пассажиропотока, а следовательно, и в него будут вкладывать средства. По крайней мере, там теперь стало больше пространства для пассажиров.
Напомним, две недели назад надпись Nursultan Nazarbayev International Airport устанавовили на здании аэропорта.