Интервью Питера Фостера: Что будет с «Эйр Астаной»?
Президент Air Astana Питер Фостер рассказал журналистам, что будет с авиакомпанией в дальнейшем и как авиаперевозчик справляется с кризисом.
Господин Фостер, расскажите, как развивалась ситуация и с какими вызовами вы столкнулись.
— Все началось с того, что мы отменили рейсы в Китай, Гонконг, сократили до одного рейса в неделю полеты в Сеул, потом приостановили полеты из Нур-Султана в Париж и Баку. После ввода карантина в наших хабах Алматы и Нур-Султане мы были вынуждены с 22 марта отменить все внутренние рейсы, а с 30 марта — все международные рейсы. Мы продолжаем выполнять рейсы между Атырау и Амстердамом, Уральском и Франкфуртом для обслуживания работников нефтегазового сектора.
Сложность была в том, что ситуация менялась ежедневно, и расписание полетов приходилось перекраивать каждый день, так как та или иная страна внезапно закрывала воздушное пространство.
Сколько рейсов всего было отменено? Можете ли вы посчитать примерную сумму убытков? Как это скажется на результатах компании за 2020 год?
— Всего на март-апрель было запланировано 7350 рейсов. Мы отменили 4303 рейса из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. 95% всех отмен пришлись на период с 22 марта по 14 апреля.
Очень сложно оценить годовой эффект от потери дохода, не зная, как долго будет продолжаться карантин в разных странах. Обычно мы зарабатывали около $80 млн в месяц. На данный момент мы потеряли примерно $160 млн и еще ведем подсчеты.
Какие меры авиакомпания предпринимала, чтобы минимизировать риск распространения коронавирусной инфекции во время путешествий?
— Мы очень серьезно отнеслись к угрозе распространения коронавируса, несмотря на то что, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), риск заболеть в самолете является минимальным. Это связано с тем, что воздух в самолете чаще обновляется и он чище, чем в торговых центрах или офисах, благодаря высокоэффективным фильтрам HEPA, которые удерживают до 99,97% микробов.
Тем не менее остается контактный путь заражения, поэтому все сотрудники авиакомпании, начиная от регистрации пассажиров, заканчивая обслуживанием на борту, носили маски и перчатки, которые регулярно менялись. После каждого рейса проводилась двукратная уборка и обработка салона специальным дезинфицирующим средством. На каждый рейс загружались маски для пассажиров на случай подозрения заражения у кого-либо из них. И все это помимо тех мер, которые предпринимались санитарными службами Казахстана перед вылетом и по прилете.
Какие рейсы вы выполняли в период чрезвычайного положения?
— Поскольку многие страны закрыли границы, в том числе и Казахстан, наш основной приоритет был доставить пассажиров до места назначения. Мы осуществили 200 международных рейсов, чтобы вернуть домой казахстанцев и иностранных граждан. Часто самолеты летали полупустыми из Казахстана. При этом мы старались поставить на рейс самолеты большей вместимости, чтобы все желающие могли улететь. Всего в марте мы вывезли из-за рубежа почти 40 тыс. казахстанцев.
Как авиакомпания проявляет свою социальную ответственность в отношении сотрудников? Будут ли сохранены рабочие места и заработные платы?
— Для нас важно сохранить денежный баланс компании, и в то же время поддержать наших сотрудников. В период простоя, пока мы не восстановим авиасообщение, большая часть нашего персонала будет находиться в трудовых отпусках. Причем мы призываем брать оплачиваемый отпуск авансом за 2021 год, если у кого-то не хватает отпускных дней в 2020 году. Те сотрудники, которые не захотят брать отпуск, будут получать оплату на период простоя в размере 50% от заработной платы. При этом мы установили минимальный порог оклада в размере 100 000 тенге. Эти меры относятся ко всем сотрудникам, которые не работают в данный момент, вне зависимости от должности или страны, в которой они находятся. Когда общая ситуация на рынке улучшится и будут сняты ограничения, мы вернем всех из отпуска, чтобы начать усиленную работу по восстановлению маршрутной сети.
Есть ли сотрудники, которые продолжат работу в период простоя?
— Определенное количество инженеров, сотрудников кол-центра и офисов продаж, департамента информационных технологий и, конечно, экипаж, обслуживающий рейсы в Западный Казахстан, продолжат работу. Хотя большинство самолетов стоит на земле, необходимо поддерживать их летную годность, проводить своевременное обслуживание. Продолжит свою работу группа по антикризисному управлению, которая занимается разработкой планов по возобновлению маршрутной сети.
И, конечно, нам важно, чтобы пассажиры могли получать консультационную помощь со стороны авиакомпании, планировать будущие поездки или бронировать рейсы. Наши клиенты могут связаться с нами по телефонам Центра информации и бронирования, воспользоваться услугой «онлайн-консультант» на сайте авиакомпании или обратиться на официальных страницах в социальных сетях.
Один из самых частых вопросов, который задают пассажиры в социальных сетях, это когда они смогут получить возврат денег?
— В моем недавнем обращении к пассажирам я сообщал, что возврат билетов на рейсы, отмененные в период карантина, будет произведен без удержаний в 100% размере. Уже сейчас некоторые пассажиры получили свои деньги обратно. Учитывая большой объем поступивших заявок, их обработка требует больше времени, чем обычно. За 18 лет существования нашей авиакомпании мы всегда выполняли наши обязательства перед клиентами, и в это сложное время просим проявить терпение и понимание. Мы обязательно ответим на каждую заявку в самое ближайшее время.
Что вы посоветуете тем клиентам, которые планировали международные поездки в конце апреля, в начале мая? Нужно ли им сдавать билеты?
— Мы внимательно наблюдаем за ситуацией, и уже отменили ряд международных рейсов после 15 апреля, так как во многих странах карантин был продлен. Пассажиры отмененных рейсов получили уведомление об отмене рейса посредством SMS или электронной почты. Они также могут бесплатно перебронировать билеты на более позднюю дату или осуществить возврат, заполнив специальную форму на сайте. Тем, кто планирует полеты в мае-июне, я советую следить за информацией на нашем сайте и в социальных сетях. Мы разрешаем одно бесплатное перебронирование на другие даты, если ваш рейс не был отменен, но вы хотите перенести поездку. Возврат билетов на отмененные рейсы можно оформить в любое время до конца 2020 года.
Когда ожидаете восстановления рынка и как ваша компания будет восстанавливать расписание полетов?
— К сожалению, у нас пока нет четкого понимания, когда это произойдет, так как ситуация не зависит напрямую от нас. Но уже сейчас мы уверенно строим планы на будущее. Наша группа по антикризисному управлению работает над сценариями возобновления деятельности компании, начиная с периода окончания карантина и далее. Предполагаем, что восстановление маршрутной сети займет как минимум несколько месяцев после завершения карантина, при этом сначала будет снят запрет на полеты по внутренним направлениям, затем, в зависимости от эпидемиологической обстановки в мире, будут возобновляться международные рейсы.
Помогает ли государство в возмещении убытков компании?
— Мы не запрашивали финансовую поддержку со стороны правительства и не планируем этого делать в обозримом будущем. Air Astana обладает устойчивым финансовым положением и располагает достаточными резервами наличности на несколько месяцев. Сейчас приоритеты государства совершенно справедливо сосредоточены на поддержке системы здравоохранения, основных потребностей общества, а также на оказании помощи наиболее уязвимым слоям населения.
Будут ли корректировки по флоту? Будете ли сокращать существующий флот или отменять поставки?
— Наш антикризисный план включает в себя на начальном этапе урезанную эксплуатацию авиапарка, внимание будет сосредоточено на основных внутренних и международных деловых маршрутах, что создаст приток денежных средств. Возможно, в краткосрочной перспективе нам придется отложить сроки некоторых из ранее запланированных поставок, однако мы должны понимать, что, как сильнейшему авиаперевозчику в стране и регионе, нам, как никогда ранее, надо быть полностью готовыми воспользоваться моментом, когда ситуация на рынке улучшится, а это непременно произойдет.
Помимо остановки авиасообщения произошла девальвация тенге. Как это отразится на вас и на пассажирах?
— Авиация – это международный бизнес, на который влияет обменный курс валюты. Покупка и лизинг самолетов, их ремонт и техническое обслуживание, обновление склада запасных частей, подготовка пилотов требуют финансовых операций в долларах США. Нам удалось договориться с поставщиками о более выгодных условиях и скидках на период простоя и восстановления авиакомпании. Что касается стоимости авиабилетов, мы ведем работу над тем, чтобы они оставались конкурентоспособными.
Понятно, что сейчас не самое лучшее время для IPO. Как думаете, на сколько будут отодвинуты сроки?
— По очевидным причинам из-за кризиса стоимость ценных бумаг и акций авиакомпаний снизилась. Однако важно понимать, что рынок восстановится, а вложение в устойчивые авиакомпании станет хорошей инвестицией в долгосрочной перспективе. Air Astana – хорошая авиакомпания и в силу этого является отличным вложением, хотя, несомненно, происходящие сейчас события скажутся на сроках реализации IPO.
В связи с текущей ситуацией возможен ли уход каких-либо игроков с рынка? Каким вы видите авиабизнес через пару лет?
— В нынешней ситуации многое зависит от наличия денежных средств. Авиакомпании с достаточным запасом прочности выдержат шторм, а те, кто не имеет финансовой подушки, не переживут его, если только не заручатся поддержкой со стороны акционеров или правительства. Мы абсолютно против государственного субсидирования. Нет сомнений, что в результате кризиса авиационный бизнес во всем мире кардинально изменится.
В завершение я хотел бы поблагодарить каждого из 5000 сотрудников Air Astana за поддержку и самоотверженность в это чрезвычайно трудное для авиакомпании время. Я желаю всем крепкого здоровья и настоятельно призываю следовать рекомендациям по личной гигиене, социальному дистанцированию и самоизоляции для того, чтобы эпидемия поскорее закончилась.
Ранее Питер Фостер записал видео обращение с ответами на все интересующие вопросы в связи с пандемией коронавируса.
Напомним, в начале апреля «Эйр Астана» доставила домой кадетов Морской академии Казахстанско-Британского технического университета.