В аэропорту Астаны прошли публичные слушания по пересмотру тарифа по перевозки грузов
По результатам публичных слушаний и изучения предоставленных Международным аэропортом Нурсултан Назарбаев подтверждающих документов был утвержден тариф за услугу «Обработки грузов (почты) на внутренних рейсах» в размере 14 506 тенге за тонну, со снижением от заявленного более чем на 6%.
Данный тариф будет применяться Международным аэропортом Нурсултан Назарбаев с 1 октября 2018 года.
Согласно статьи 124-5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан аэропорт относится к субъекту общественно значимых рынков по данной услуге и тариф подлежит государственному регулированию.
Тариф по обработке груза и почты в размере 9640 тенге за тонну был утвержден Агентством по регулированию естественных монополий в апреле 2010 года и не менялся более 8 лет.
В структуре тарифа 53% составляют затраты на оплату труда, 10% — услуги сторонних организаций (связь, дезинфекция, поверка измерительных приборов), 10% — амортизация основных средств, 8% — обучение персонала, 8% — коммунальные расходы, 7% — административные расходы, 4% — материалы. Стоит отметить, что за период с 2010 года по 2018 год минимальная заработная плата увеличилась на 89%, что повлияло на себестоимость оказываемой услуги. Так себестоимость тарифа на сегодня составляет 15 086 тенге за тонну. Соответственно тариф, установленный ранее, не покрывает расходы на предоставление услуги. Вместе с тем, согласно действующим нормам законодательства РК и международными стандартами ИКАО, доходы, получаемые от осуществления деятельности, должны покрывать затраты, необходимые для ее осуществления, это означает, что тарифы не должны быть убыточными.
Характерно, что стоимость данной услуги в аэропортах Казахстана коррелирует с размером средних заработных плат по регионам. Это обусловлено тем, что более 50% затрат данного тарифа складывается из затрат на заработную плату работников.
Объемы перевозки груза и почты в аэропорту Алматы превышают объемы г. Астана более чем в 4 раза, что и позволяет южной гавани снижать стоимость услуги.
Относительно самой процедуры публичных слушаний, проведенных 23.08.2018, уполномоченным органом в сфере гражданской авиации были соблюдены все необходимые процедуры согласно действующего законодательства о естественных монополиях, а принцип прозрачности формирования цен на товары (работы, услуги) был обеспечен в полной мере.
С учетом повышения стоимости услуг с 1 октября 2018 года за 20 кг груза, обработанного аэропортом на отправку, перевозчик получит счет на сумму 290,2 тенге за 20 кг груза.
При этом грузополучатель за отправку груза по направлению Астана-Алматы оплачивает авиаперевозчику 6 017 тенге за 20 кг перевезенного груза, таким образом, за минусом расходов аэропортов отправления и прибытия авиаперевозчик получит около 5 000 тенге, за каждые 20 кг перевезенного груза. Учитывая действующую рентабельность услуги, перевозчик гарантированно получает прибыль от осуществления данной деятельности.
К примеру, за 2017 год прибыль авиакомпании «Эйр Астана» по услуге перевозки груза и почты составила 12 миллиардов 818 миллионов 350 тысяч тенге (о чем свидетельствует финансовая отчетность АО «Эйр Астана»*). С учетом высоких показателей прибыльности услуги у авиаперевозчиков, решение об увеличения тарифов для грузополучателей будут принимать авиакомпании, осуществляющие перевозку.
Кроме того, следует обратить внимание, что с учетом принципов ИКАО и законодательства Республики Казахстан, увеличение стоимости обработки груза по внутренним направлениям, не должно влиять на стоимость пассажирских перевозок.
Напомним, в связи с плановым ремонтом в столичном аэропорту в период с 10 по 21 сентября 2018 года в дневное время закрыта взлетно-посадочная полоса.
Ранее сообщалось, что в пассажирском терминале аэропорта города Астаны заработала столовая, в которой средний чек на одного клиента составляет около 1000 тенге.