Почему иностранные авиакомпании не хотят летать в Казахстан?
Снизить цены на авиабилеты в Казахстане мешает целый ряд факторов. Ключевой — отсутствие конкуренции. Зарубежным авиаперевозчикам Казахстан просто не интересен.
Интересно, что представители казахстанских аэропортов считают, что власти ограничивают международных перевозчиков.
По их мнению, профильные госорганы не соблюдают принцип «открытого неба». Такие действия не ведут к увеличению пассажирооборота и снижению стоимости авиабилетов. Перевозчики же ограничений не видят, как и желания международных компаний заходить в Казахстан.
Председатель комитета гражданской авиации МИИР РК Талгат Ластаев попытался ответить на «аэропортные» претензии.
«Открытое небо» не означает, что можно летать без ограничений. Это соглашение сторон со своими позициями и обязательствами. Мы 5 лет назад перешли к политике поэтапной либерализации воздушного пространства. И понимаем, что никто из иностранных перевозчиков через нас транзит развивать не будет. Они заинтересованы в развитии своих линий.
Также сегодня в рамках ЕАЭС применяется данная политика, где будет прозрачная конкуренция. Сейчас гармонизируем стандарты, чтобы не было ущемления сторон», — сказал Ластаев.
Директор авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев уверен, что из-за бездействия авиационных властей авиаперевозчики уйдут в Бишкек, Ташкент или Баку.
По его словам, уже наблюдается тенденцию по снижению грузовых и пассажирских перевозок.
«Мы видим динамику снижения как грузовых, так и пассажирских перевозок. Присвоение «открытого неба» аэропорту Алматы будет иметь больший эффект из-за плотности населения, активности в регионе частного бизнеса. Туризм в целом определен приоритетной отраслью. Это более интересный пункт, чем Нур-Султан. Но по умолчанию прорабатываются маршруты через столицу. Тем временем мы рискуем потерять таких перевозчиков с учетом присвоения статуса «открытого неба» аэропортам городов Бишкек, Ташкент, Баку», — отметил Абдул Кусаев.
Опасное соседство
Глава карагандинского аэропорта Сарсенбек Кушкинов подчеркнул, что его воздушная гавань с 2011 года поднимает вопросы «открытого неба». Однако по-прежнему теряет пассажиров из-за соседства с аэропортом Нур-Султана.
«В свое время мы делали ставку на грузоперевозки, составили хорошую конкуренцию Алматы. Есть грузы и мы нашли свою нишу и развиваем ее. Мы готовы к «открытому небу» для грузовых перевозок.
В течение 3 лет идет разговор о создании национального грузового перевозчика, воз и ныне там.
Нам можно в Актау развивать хабы, но грузы оседают в Тбилиси и Баку. Это деньги, которые могли бы зарабатывать наши компании. Поэтому «открытое небо» было бы выходом и оживило бы рынок», — сказал Кушкинов.
Глава комитета гражданской авиации не уверен в объективности представителей аэропортов. Талгат Ластаев подчеркнул, что авиационные власти Казахстана открыты и готовы рассматривать любые предложения от перевозчиков. Все дело в дорогом топливе и «негибкости» местных портов.
«Мы каждый раз говорим, пожалуйста, приводите компании, у которых есть под собой серьезное основание и твердое намерение работать в Казахстане. За исключением компаний, которые ведут демпинговую политику и субсидируются правительством своей страны.
Более того, мы сами ведем переговоры, но перевозчики в один голос говорят, что аэропорты не гибкие
Неважно 1 или 10 рейсов иностранный перевозчик собирается делать, у него нет скидок», считает Талгат Ластаев.
Заоблачные цены
По информации МИД РК, иностранные авиакомпании жалуются на высокую стоимость авиатоплива в аэропортах Казахстана.
Цена местного авиакеросина на 40% превышает стоимость в странах Азии и России
По словам представителя авиакомпании Air Astana Евгения Аксенова, проблемы не решить простым запуском «открытого неба». К примеру, с введением этого принципа в аэропорту Нур-Султан желающих осуществлять рейсы в РК не стало больше.
«Проблема не в закрытой политике, а в малых провозных емкостях Казахстана. Отсутствие пассажиропотока и авиатоплива по конкурентным ценам, ценообразование аэропортов. Эти вопросы поднимали иностранные и отечественные компании еще 1,5 года назад», — сказал Аксенов.
Для решения проблемы «недопонимания» между участниками рынка зампред НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев предложил разработать Дорожные карты по каждому заинтересованному перевозчику.
«В мировой практике для развития транзитного пассажиропотока авиационными властями используется статус «открытое небо».
Он влияет на увеличение туристского потока и транзитного потенциала. Способствует расширению маршрутной сети и привлечению зарубежных авиаперевозчиков.
Также механизм помогает развитию инфраструктуры в аэропортах и повышению качества сервиса. Кроме того, стимулирует конкурентную среду авиационного рынка.
Поэтому «открытое небо» это еще и вызов для казахстанской авиации в части улучшения сервиса.
Тут важно консолидировать проблемы, которые есть у отрасли», — резюмировал прения зампред Нацпалаты Евгений Больгерт.
Стоит отметить, что в Казахстане из года в год растет количество транзитных пассажиров. Так, в 2018 году этот показатель составил 900 тысяч человек.
Ранее Талгат Ластаев в интервью заявил, что казахстанская авиация не стоит на месте и постоянно развивается.