Рейтинг казахстанских авиакомпаний по чистой прибыли в 2016 году
Развитие отечественной гражданской авиации способствует созданию условий для формирования социально-экономического потенциала регионов через формирование рациональной территориальной организации страны, что является одной из основных целей государственной Программы развития регионов до 2020 года. Kursiv Research провел аналитическое исследование и составил рейтинг отечественных авиакомпаний по чистой прибыли в 2016 году.
Согласно данным, предоставленным «Къ» Комитетом гражданской авиации МИР РК, в настоящее время в Казахстане действует 53 авиакомпании, имеющие сертификат эксплуатанта, свидетельство на выполнение авиационных работ и свидетельство авиации общего назначения. Из них коммерческие перевозки осуществляет 21 авиакомпания (регулярные перевозки — семь). Шесть авиакомпаний — региональные.
Пять авиакомпаний, осуществляющих коммерческие перевозки, не публикуют информацию о прибыли в открытых источниках, так не являются акционерным обществом. Сертификаты эксплуатанта двух авиакомпаний были приостановлены. Из оставшихся 15 компаний лишь семь показали положительный финансовый результат в 2016 году.
Сложные макроэкономические условия, проблемы в финансовой инфраструктуре страны, отголоски девальвационных процессов 2015 года наряду со снижением покупательской способности казахстанцев негативно отразились на балансах авиакомпаний. За 2016 год совокупный убыток отечественных авиакомпаний сложился в размере 20,10 млрд тенге. Авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы, оказались в наиболее затруднительном положении.
По данным Комитета по статистике МНЭ РК, совокупный доход казахстанских предприятий от перевозок воздушным транспортом за 2016 год составил 233,59 млрд тенге, при этом 97,8% дохода было получено от перевозки пассажиров (228,38 млрд тенге). По сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 30,1% (179,56 млрд тенге).
Несмотря на рост себестоимости услуг, минимальные тарифы авиакомпаний за последние несколько лет значительно не изменились. При этом за последние пять лет значительно выросло количество ежегодно перевозимых пассажиров казахстанских операторов — с 4,56 млн человек в 2012 году до 6,01 млн человек в 2016 году. По данным КГА МИР РК, за последние пять лет объем внутренних перевозок увеличился на 56% — с 2,5 млн пассажиров в 2011 году до 3,9 млн пассажиров в 2016 году.
Однако авиаперелеты в Казахстане все еще значительно уступают другим видам транспортировки пассажиров. К примеру, железнодорожным транспортом за прошлый год была осуществлена перевозка 22,33 млн пассажиров.
Kursiv Research составил рейтинг отечественных авиакомпаний по чистой прибыли в 2016 году. Наибольшую прибыль в 2016 году получила «Евро-Азия Эйр». Ее чистая прибыль по итогам анализируемого года выросла в 3,2 раза, до 2,01 млрд тенге. Согласно финансовой отчетности компании, значительное увеличение прибыли по сравнению с предыдущим периодом было обеспечено за счет сокращения расходов на финансирование на 86,8%. При этом операционная прибыль компании увеличилась лишь на 27,1%.
«Евро-Азия Эйр» — крупнейшая вертолетная авиакомпания в Казахстане. Она оказывает частные услуги по авиаперевозкам, а также выполняет полеты по развитию и разработке месторождений полезных ископаемых, обслуживанию нефтепроводов, газопроводов и линий электропередач. В настоящее время собственником акций авиакомпании является АО НК «КазМунайГаз». Несмотря на положительный финансовый результат с нарастающим итогом, который компания демонстрирует несколько лет подряд, единственный акционер выставляет «Евро-Азия Эйр» на продажу в рамках Комплексного плана приватизации на 2016–2020 годы в объеме 100%. Компанию неоднократно пытались продать, однако в связи с отсутствием заявлений потенциальных покупателей на участие в торгах конкурс по реализации актива не был осуществлен. В последний раз (20 июля 2017 года) независимым оценщиком акции «Евро-Азия Эйр» оценивались в 15,60 млрд тенге.
Следом за лидером с чистой прибылью в 1,05 млрд тенге за 2016 год идет авиакомпания East Wing, головной офис которой находится в городе Шымкент. По сравнению с предыдущим годом прибыль компании выросла в 3,8 раз. Рост прибыли обусловлен значительным увеличением выручки при умеренном повышении расходов. Согласно финансовой отчетности компании, в 2016 году наблюдался рост валовой прибыли на 107,8%, операционная прибыль стала больше в 3,5 раза.
Авиакомпания специализируется на медицинских рейсах. Ее основным заказчиком является Республиканский центр санитарной авиации Министерства здравоохранения РК. Кроме того, компания осуществляет авиационные работы, чартерные рейсы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. Флот East Wing состоит из самолетов Як-40 и Ан-28. Единственный акционер — Александр Кулеш.
На третьем месте рейтинга с чистой прибылью за 2016 год в 398,20 млн тенге обосновалась вертолетная авиакомпания «Бурундай авиа». Стоит отметить, что 2015 год компания завершила с убытком в размере 407,72 млн тенге. Положительный финансовый результат в 2016 году был обусловлен ощутимым ростом выручки (2,2 раза) и валовой прибыли (2,7 раз), а также сокращением убытка от курсовой разницы, который в 2015 году составил 437,69 млн тенге.
«Бурундай авиа» — единственная казахстанская компания, зарегистрированная в отделе закупок Организации Объединенных Наций. Авиакомпания активно участвует в авиатранспортном обеспечении миротворческих миссий ООН. Начиная с 2006 года, она принимала участие в различных международных проектах.
Еще одна авиакомпания из Шымкента, Scat, попала в пятерку наиболее прибыльных. Из выполняющих регулярные рейсы компаний лишь она продемонстрировала ощутимый положительный финансовый результат. За 2016 год чистая прибыль этой компании составила 189,27 млн тенге против убытка в 44,20 млн тенге годом ранее, что позволило ей утвердиться на четвертом месте рейтинга.
Акционеры авиакомпании — Владимир Денисов (57% акций) и Владимир Сытник (43%). Авиакомпания осуществляет более 80 внутренних и международных авиамаршрутов.
АО «Jet Airlines» — еще одна авиакомпания, которая смогла выйти в прибыль, несмотря на убыток в предыдущем году. Чартерная авиакомпания объединяет в своей деятельности функции управляющей авиакомпании и авиаброкера в сфере бизнес-авиации. На данный момент под управлением авиакомпании находится пять самолетов.
Согласно финансовой отчетности, в 2016 году Jet Airlines заработала 45,17 млн тенге. Тем самым компания разместилась на пятой позиции рейтинга. В предыдущем периоде сумма ее убытка равнялась 110,24 млн тенге. В 2016 году выручка компании достигла 2,67 млрд тенге, при этом себестоимость оказанных услуг составила 92,7% от выручки. Административные и прочие расходы «съели» еще порядка 80% валовой прибыли.
На шестой позиции рейтинга авиакомпаний по прибыли оказалась авиакомпания «Южное небо», которая за 2016 год заработала 7,01 млн тенге. По сравнению с прибылью за 2015 года (145,96 млн тенге) показатель сократился на 95,2%. Выручка компании за год уменьшилась на 20,7%, несмотря на это себестоимость оказанных услуг выросла на 4,4%, что послужило причиной сокращения прибыли.
Ранее компания являлась товариществом с ограниченной ответственностью и не так давно была преобразована в акционерное общество. 70% акций компании принадлежит авиакомпании Scat. «Южное небо» сходит в список авиакомпаний, выполняющие регулярные рейсы.
Седьмой авиакомпанией по прибыли в 2016 году стала «Авиа-Жайнар» из города Костанай. За 2016 год чистая прибыль предприятия составила всего 0,82 млн тенге против 104,58 млн тенге годом ранее. Согласно финотчетности компании, по сравнению с предыдущим периодом наблюдается сокращение выручки на 239,02 млн тенге при сравнительно одинаковом уровне затрат.
«Авиа-Жайнар» оказывает услуги чартерных пассажирских перевозок, авиационно-химических работ, авиапатрулирования линий электропередач, территорий, трубопроводов. Компания входит в состав ТОО «Иволга-Холдинг», проекты которого расположены как в Казахстане, так и в России. Владелец холдинга — отечественный олигарх Василий Розинов.
Далее список продолжают компании, которым не удалось продемонстрировать положительный результат по прибыли. Так, АО «Air Almaty» завершило 2016 год с убытком в 3,40 млн тенге, несмотря на рост выручки на 33,7%. При этом административные расходы компании увеличились на 63,3% по сравнению с предыдущим годом. Тем самым авиакомпания попала на восьмое место рейтинга. В 2015 году ее прибыль составила 1,32 млн тенге.
Это единственная авиакомпания рейтинга, выполняющая грузовые полеты. Ее акционеры — Умирбек Кенесбаев (по совместительству президент Казахстанской ассоциации малой авиации) с долей в 51% и Олег Сергеев, которому принадлежит 49% акций.
На девятой позиции с убытком в 11,23 млн тенге за 2016 год оказалась авиакомпания «Жезказган-Эйр». Как понятно из названия, родом из центра металлургии страны — Жезказгана. Предыдущий год компания также закончила в минусе (-53,97 млн тенге). Согласно аудиторской отчетности, себестоимость услуг, предоставляемых компанией, составляет 96,6% от выручки, из чего с учетом административных расходов складывается отрицательный финансовый результат. В настоящее время авиакомпания принадлежит ТОО «Корпорация Казахмыс». АО в своем составе имеет филиал «Аэропорт Балхаш».
Авиакомпания «Жетысу» завершила 2016 год с убытком в размере 223,20 млн тенге, отрицательная динамика идет с 2015 года, когда убыток составил 34,42 млн тенге (10-позиция). Стоит отметить, что согласно финотчетности компании, в 2016 году себестоимость оказанных услуг превысила объем выручки в два раза. При этом выручка компании по сравнению с предыдущим периодом сократилась на 26,1%.
Авиакомпания выполняет регулярные рейсы из Астаны в Талдыкорган напрямую и через Ушарал. Компания числится на балансе акимата Алматинской области. Несмотря на высокую себестоимость предоставляемых услуг, региональные авиакомпании, являясь частью современной и развитой инфраструктуры, имеют особую значимость в обеспечении роста качества жизни населения и регионального развития страны в целом, что является одной из приоритетных задач государственной Программы развития регионов до 2020 года.
На одиннадцатом месте расположилась чартерная авиакомпания Kaz Air Jet, где можно заказать самолет или вертолет для индивидуальных и групповых поездок. За 2016 год убыток компании составил 413,33 млн тенге. В последние несколько лет в компании наблюдается минусовой финансовый результат. В 2015 году убыток акционерного общества равнялся 997,90 млн тенге. Акции компании принадлежат Равилю Кажгалиеву.
Аналогичная ситуация и у Prime Aviation (12-ая позиция), где убыток за 2016 год составил 474,68 млн тенге. По сравнению с 2015 годом финансовый результат ухудшился еще на 289,27 млн тенге. При этом операционная прибыль компании за 2016 год достигла 1,05 млрд тенге. Убыток был получен в результате неоперационных расходов в размере 1,31 млрд тенге. Prime Aviation принадлежит Prime Aviation Holdings Pte Ltd, зарегистрированной в Сигапуре, 80% акций которой в свою очередь принадлежит компании Тимура Кулибаева Steppe Capital Pte. Ltd. В 2016 году компания выявила желание участвовать в тендере по реализации авиакомпании «Евро-Азия Эйр», однако позже отказалась от данного проекта.
В конце нашей рейтинговой таблицы отказались три крупнейшие авиакомпании Казахстана, осуществляющие регулярные рейсы. На тринадцатом месте оказалась авиакомпания Bek Air с убытком 709,59 млн тенге за 2016 год. В 2015 году убыток компании составил 1,30 млрд тенге. При этом доходы от оказания услуг авиакомпании в 2016 году выросли на 48,6% по сравнению с предыдущим годом, однако операционные расходы все еще превышают уровень доходов.
На сегодняшний день парк воздушных судов компании включает семь самолетов типа Fokker-100 в конфигурации до 108 кресел. Согласно данным Депозитария финансовой отчетности МФ РК, по состоянию на 23 августа 2017 года 100% акций компании принадлежит Сакену Жаркимбаеву.
«Народная» авиакомпания Qazaq Air, являющаяся дочкой фонда «Самрук-Казына», 2016 году показала убыток в размере 9,14 млрд тенге, из них 7,72 млрд тенге приходится на затраты на операционную аренду воздушных судов. По сравнению с 2015 годом убыток компании увеличился в 7,74 раз.
«Авиакомпания Qazaq Air зарегистрирована в апреле 2015 года, а свою операционную деятельность начала осуществлять в августе 2015 года. При создании Qazaq Air принятым бизнес-планом предусматривались убытки в первые 5 лет операционной деятельности авиакомпании, вызванные необходимостью осуществления значительных инвестиций», — разъяснили в пресс-службе авиакомпании.
Так, в 2015-2016 годах на привлечение новых воздушных судов, инженерно-техническое обеспечение, наём квалифицированных пилотов, а также на становление организации как таковой были привлечены средства единственного акционера авиакомпании АО «Самрук-Казына», отметили в Qazaq Air. Вместе с тем на параметры бизнес-плана авиакомпании и в особенности на финансовые результаты 2015-2016 годов оказало влияние и изменение обменного курса тенге, так как значительная часть расходов авиакомпании формируются в иностранной валюте, добавили представители авиакомпании.
Рейтинг завершает крупнейшая авиакомпания страны «Эйр Астана». За 2016 год убыток авиакомпании составил 12,83 млрд тенге. В предыдущем рейтинге компания возглавляла список с прибылью в 10,63 млрд тенге. Акционеры «Эйр Астаны» — британская BAE System (49%) и АО «ФНБ «Самрук-Казына» (51%).
«Чистый убыток в размере $39,87 млн — впервые за 15 лет в истории компании — конечно, не оправдал ожидания. Однако, если бы не резерв в размере $52 млн на возможные потери денежных депозитов в АО «Казинвестбанк», у которого в декабре была отозвана банковская лицензия, и АО «Delta Bank», столкнувшегося с серьезными финансовыми трудностями, компания зафиксировала бы чистую прибыль в размере $12,4 млн», — говорит в своем обращении в годовом отчете авиакомпании президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер. При этом он отметил, что операционная прибыль компании в размере $37,88 млн оказалась на 15% выше, чем в 2015 году.
В настоящее время депозиты в размере $14 млн в АО «Казинвестбанк» и $45 млн в АО «Delta Bank» не были возвращены компании в полном объеме, и поэтому она приняла решение о создании провизий на возможность потери до 91% от общего объема депозитов в этих банках.
В Комитете гражданской авиации РК отмечают динамику роста авиаперевозок в Казахстане в 2017 году. Согласно данным КГВ МИР РК, в настоящее время в РК внутренние авиарейсы выполняются семью казахстанскими авиакомпаниями по 55-и внутренним маршрутам (640 рейсов в неделю).
По внутренним перевозкам среди отечественных авиакомпаний лидерами являются: «Эйр Астана» ‒ 49,6% (1 007 449 человек), Scat ‒ 25,2% (510 475 человек), Bek Air ‒ 19,8% (401 945 человек), Qazaq Air ‒ 4,6% (93 810 человек), менее 1% составляют перевозки авиакомпаний «Жетысу», «Жезказган Эйр» и «Южное Небо».
В настоящее время наиболее востребованный внутренний авиамаршрут — это направление «Астана — Алматы». На нем четыре авиакомпании («Эйр Астана», Scat, Bek Air, Qazaq Air) выполняют порядка 16 рейсов в день.
В 2016 году семью казахстанскими авиакомпаниями на регулярных внутренних рейсах было перевезено 3,9 млн пассажиров. За первое полугодие 2017 года, включая период проведения международной выставки «ЭКСПО-2017», данными авиакомпаниями перевезено 2 млн пассажиров, что на 11% больше аналогичного периода 2016 года (1,8 млн).
К примеру, в Qazaq Air рассказали, что с начала года авиакомпания перевезла более 170 тысяч пассажиров, увеличив пассажиропоток более чем на 51% по сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Между тем, прирост пассажиропотока по всем направлениям маршрутной сети авиакомпании за время проведения «ЭКСПО-2017» составил 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общее количество рейсов по сравнению с летними месяцами 2016 года увеличилось на 60%.
В Qazaq Air отметили, что количество рейсов из регионов Казахстана в столичный аэропорт во время проведения международной выставки увеличилось на 60%, а рост пассажиропотока в Астану по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достиг 92%.
Международные регулярные рейсы из Казахстана выполняются по 96-и маршрутам: двумя казахстанскими и 25-ю иностранными авиакомпаниями, из них в страны СНГ — 54, в страны ЕС — 12, в страны Ближнего Востока — 15, в страны Азии и ЮВА — 15.
За первое полугодие 2017 года по международным и внутренним перевозкам лидирует авиакомпания «Эйр Астана». Так, доля компании в международных перевозках — 88,2% (881 357 человек), на втором месте расположился Scat ‒ 11,8% (117 413).
В 2016 году этими авиакомпаниями на регулярных международных авиарейсах было перевезено 1,9 млн пассажиров. За первое полугодие 2017 года они перевезли 998 770 пассажиров, что на 26% больше аналогичного периода 2016 года (794 799).
Ранее сообщалось, что четыре новых пассажирских самолета появятся у авиакомпании Air Astana к весне 2018 года.