Талгат Ластаев: Вопросу авиации уделено особое внимание

Когда казахстанцы получат дешевые билеты на самолеты, как обеспечивается безопасность пассажиров и зачем нашей стране новая нацкомпания с миллионными окладами сотрудников.

Корреспондент “КАРАВАНА” побеседовал с главой комитета гражданской авиации Талгатом ЛАСТАЕВЫМ.

– Талгат Тлеубекович, в последнее время много разговоров о том, что казахстанская гражданская авиация переходит на “британскую модель”. Что это такое и зачем нам нужен этот переход?

– Вопросу авиации уделено особое внимание в программе Президента РК “100 шагов”. Глава государства в 68-м шаге поручил пересмотреть подходы, трансформировать управление гражданской авиации. В первую очередь – это контроль за безопасностью полетов, за основу мы хотим взять так называемую “британскую модель”.

Это общеевропейский подход, суть которого в более эффективной и гибкой системе регулирования безопасности полетов за счет соответствующей структуры. Сейчас все находится в управлении нашего комитета – контроль и надзор, стратегическое планирование и так далее. Но надо понимать, что авиация – это очень капиталоемкая отрасль с достаточно высокими зарплатами и соответствующими квалификациями специалистов.

Достаточно квалифицированный и опытный пилот “Эйрбаса” или “Боинга” авиакомпании в Казахстане, к примеру, получает 2–2,5 миллиона тенге ежемесячно.

При этом требования ИКАО гласят, что контролер не может по своей квалификации быть ниже проверяемого специалиста. Государству конкурировать по зарплатам с коммерческим сектором в авиации очень сложно. Это проблема не только Казахстана, но и многих других.
Поэтому во многих странах Европы и мира, и в частности в Великобритании, для контроля за безопасностью в сфере авиации было принято решение о создании корпорации со 100-процентным участием государства. Эта компания сама зарабатывает деньги и, как следствие, может устанавливать специалистам конкурентную зарплату.

И нам нужно как можно скорее переходить на эту модель, потому что Казахстану нужно наращивать количество специалистов по безопасности полетов. Сейчас у нас всего 51 государственный авиационный инспектор. По нормативам ИКАО, на те 907 воздушных судов, что есть сейчас в РК, нужно в 2,5 раза больше специалистов, которые могли бы осуществлять контроль и надзор. Причем речь идет только о том контроле, который должен вестись за воздушными судами. А у нас же есть еще и аэронавигация, аэропорты, летный состав…

Полет без сюрпризов

– Авиакатастрофы, хоть и случаются не очень часто, но всякий раз – это большая трагедия, которую, конечно, потом расследуют, но погибших эти расследования не вернут. Прошлый год был достаточно богат на подобного рода трагедии. Какой-то урок из ситуации извлечен?

– Мы со скромным оптимизмом можем сказать, что в этом году у нас нет ни одной катастрофы, потому что по итогам прошлого года начали принимать достаточно жесткие меры. С начала года приостановили деятельность двух авиакомпаний за то, что они не соблюдали требования законодательства по безопасности полетов. Сейчас проводим аналогичную процедуру в отношении еще одного авиаперевозчика.
Буквально на прошлой неделе приостановили эксплуатацию 17 воздушных судов, потому что они не выдерживают требования по безопасности полетов. То есть работа ведется.

– Но, тем не менее, как показал недавний случай с провожающим семью певцом, бреши, причем серьезные, есть…

– Конечно, такие инциденты недопустимы. Как только мы об этом узнали, тут же провели внеплановую проверку аэропорта. Тех, кого могли привлечь к административной ответственности в рамках своих полномочий, тут же наказали. Это конкретные люди в авиакомпании и в аэропорту. Отдельно провели беседу с руководством компаний и, согласно системе оценки рисков, эти предприятия подпадают у нас теперь под меры дополнительного контроля. То есть если по плану у них была одна проверка в год, то теперь будет две или три.

Кто из авиаперевозчиков самый пунктуальный?

– Задержка и даже отмена рейсов – бич многих авиакомпаний. И главные пострадавшие здесь – пассажиры. Неужели нет никакого способа заставить самолеты летать вовремя? Может, ввести санкции за опоздания?

– Задержки рейсов есть во всем мире. Причем если смотреть на данные сухой статистики, то у нас процент регулярности выше, чем в Европе и Америке.
Если говорить о компании “Эйр Астана”, то у нее этот показатель на уровне 87 процентов, у “Ската” – больше 89 процентов. В Америке в среднем 80 процентов, в странах Европейского союза 77,5 процента.

И нигде в мире нет наказания за задержки рейсов. Потому что если внедрить такое наказание, то авиакомпании начнут делать все, для того чтобы его избежать.

Я не знаю кому как, но мне кажется, что лучше вылететь позже, чем предполагалось, чем лететь на неподготовленном к полету судне.
У нас есть штрафы за то, что при задержке были нарушены права пассажиров. Через 2 часа после задержки рейса авиакомпания должна предоставить людям воду и позвонить. Через 4 часа – горячее питание, через 8 часов гостиницу.

Конечно, не все гладко. У нас нет представителей в аэропортах. То есть мы можем реагировать только постфактум, если кто-то пожаловался. Но постфактум сложно доказать – было нарушение или нет. Но с переходом на новую модель мы предполагаем, что у нас в каждом аэропорту будет свой представитель, который в режиме реального времени будет реагировать на то или иное нарушение.

Ранее Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек ответил на вопросы по гражданской авиации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.