Зачем «Эйр Астане» самолёт со скандальной репутацией?

Казахстанский авиаперевозчик Air Astana хочет купить 30 лайнеров Boeing 737 MAX для FlyAristan.


Большой шаг для маленькой авиакомпании?

19 ноября 2019 национальный перевозчик Казахстана, «Эйр Астана», не просто удивил, а, можно сказать, шокировал общественность. В тот день руководство авиакомпании прямо с полей проходящего в Объединённых Арабских Эмиратах авиасалона Dubai Airshow 2019 объявило: «Эйр Астана» намерена разместить заказ на 30 самолётов Boeing 737 MAX 8. Новость была растиражирована огромным количеством казахстанских и мировых СМИ. А на перевозчика тут же обрушился град критики. И неудивительно: авиакомпания сделала выбор в пользу новинки, которая успела унести жизни 345 человек и которая запрещена к эксплуатации во всём мире с весны 2019, в том числе и в Казахстане.

В тот же день департамент по корпоративным коммуникациям перевозчика поспешил уточнить: «Данное соглашение о намерении подлежит дальнейшему обсуждению с Boeing, а также одобрению совета директоров и акционеров» авиакомпании. И уже на следующий день, 20 ноября, министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбут Атамкулов подтвердил: окончательное решение о покупке Boeing 737 MAX ещё не принято, есть пока только договор о намерениях.

Чтобы понимать, насколько масштабной может быть эта сделка для небольшой (по мировым меркам) «Эйр Астаны», достаточно сопоставить цифры: сегодня в парке перевозчика всего 35 лайнеров. Стоимость 30 Boeing 737 MAX по каталожным ценам составляет $3,6 млрд. А за весь 2018 «Эйр Астана» получила общий доход в размере $840,8 млн.

Запятнанная репутация

Шквал критики логичен: никто не забыл две недавние авиакатастрофы — авиакомпании Lion Air в октябре 2018 в Индонезии и Ethiopian Airlines в марте 2019 в Эфиопии, после чего лайнеры MAX запретили эксплуатировать по всему миру. Отлетать самолеты новой линейки успели всего два года, и за это время Boeing успел собрать 387 машин. Сегодня все они находятся на земле, в том числе один Boeing 737 MAX стоит на приколе в аэропорту Алматы — авиакомпания SCAT эксплуатировала его всего полгода. Перед катастрофой в Африке Boeing успел нарастить скорость производства до 52 машин линейки MAX в месяц.

Причиной катастроф эксперты назвали проблему с системой коррекции маневрирования (MCAS) в Boeing 737 MAX. Авиастроительный гигант поспешил начать работы по её исправлению. После чего корпорации нужно будет доказать безопасность обновлённых самолетов перед властями США, Европы и большинства стран мира, а также авиакомпаний. По самым оптимистичным прогнозам лайнеру разрешат вновь встать на крыло в феврале 2020.

Сегодня из-за приостановки полётов Boeing уже понесла убытки в размере $5,6 млрд. Эксперты считают, что к февралю будущего года их сумма может составить $8,8 млрд. Акции концерна с пиковых $440 за штуку в марте 2019 упали до $330 в октябре 2019. Из-за остановки эксплуатации Boeing 737 MAX на мировом авиарынке сложился дефицит среднемагистральных лайнеров, многие авиакомпании зафиксировали убытки и были вынуждены менять планы развития.

Из лидеров в аутсайдеры

Сложно обвинить менеджмент и пиарщиков «Эйр Астаны» в недальновидности. Наоборот, наверняка они предполагали, какую реакцию вызовет новость о приобретении Boeing 737 MAX у обывателей. Действительно, выпусти сегодня машины MAX на рейсы, количество аэрофобов наверняка резко вырастет, как и случаи отказов от перелётов. И это не домыслы: авиационная индустрия, например, пережила один из крупнейших спадов перевозок после терактов 11 сентября 2001 в США. Однако казахстанская авиакомпания всё же пошла на объявление возможной сделки.

Это, конечно, нужно было в первую очередь корпорации Boeing. Неспроста о переговорах объявили громко, в ходе одного из крупнейших и престижных авиасалонов в мире — Dubai Airshow 2019. Таким образом американский концерн показал индустрии: смотрите, доверие к новой модели сохраняется. При этом на авиасалоне блистал и снимал сливки давний конкурент Boeing — европейский концерн Airbus. За 4 дня Dubai Airshow 2019 было заключено договоров на $50,05 млрд (по каталожным ценам), из них только $17,8 млрд досталось Boeing. А ведь в лучшие времена американцы могли откусить больше половины от этого пирога! Причём львиная доля этих заказов пришлась на уже проверенный Boeing 787 Dreamliner.

К слову, в Эмиратах «Эйр Астана» не единственная отважилась объявить о намерении приобрести Boeing 737 MAX, хотя заказ казахстанского перевозчика на эту модель оказался самым крупным. Кроме «Эйр Астаны», дополнительно 10 Boeing 737 MAX каталожной стоимостью $1,2 млрд собралась купить турецкая авиакомпания Sun Express (ранее заказала 32 лайнера этой модели). И ещё 20 самолетов каталожной стоимостью $2,4 млрд решил приобрести покупатель, пожелавший остаться инкогнито. Всё! Больше спроса на MAX в Дубае этой осенью не оказалось. И это с учётом того, что 737 MAX — самый продаваемый самолёт за всю историю Boeing: количество заказов на эту модель превысило 2000! По крайней мере лайнер был хитом до весны 2019.

Брак по расчёту

Итак, «Эйр Астана» отважилась объявить о потенциальном приобретении, несмотря на все репутационные риски. Почему? Все просто: наверняка авиакомпания получит за самолеты хороший дисконт.

Обычно при заказе лайнеров оптом авиакомпании и так добиваются существенной скидки от производителя. И 30 самолётов — это весьма солидный заказ. А если добавить весь бэкграунд с пока неудачной кармой Boeing 737 MAX, скидку можно получить ещё более приятную. Ну и плюс дисконт за публичное заключение договора о намерениях на одном из крупнейших авиасалонов в мире. Обычно стороны не разглашают деталей сделки, именно поэтому стоимость договоров указывается согласно каталожным прайсам, и она может сильно отличаться от контрактных. Поэтому «Эйр Астане» новые «боинги» обойдутся далеко не в $3,6 млрд.

Чтобы понимать разницу, приведём пример с одной из крупнейших авиакомпаний мира — ирландской Ryanair. Сегодня она эксплуатирует более 400 самолётов, и её парк — один из самых молодых в мире: всем лайнерам в среднем 8,5 лет. При оптовой покупке новых самолётов у производителя Ryanair получает очень хорошие скидки. Настолько хорошие, что потом продаёт многие уже бывшие в эксплуатации лайнеры дороже, чем ей обошлись новые!

Так что руководство «Эйр Астаны» вполне могло воспользоваться моментом и договориться с Boeing об очень привлекательной цене. И американская корпорация вполне могла согласиться — ей сейчас ой как нужна поддержка эксплуатантов. Пусть и пока не зафиксированная в твёрдом контракте. А вот Airbus сейчас на коне и загружен заказами из-за дефицита на рынке среднемагистральных лайнеров, поэтому от европейского концерна «Эйр Астана» вряд ли бы получила такую солидную скидку, как от Boeing.

Обещать — не значит жениться

«Эйр Астана» объявила, что новые лайнеры заказываются для её низкобюджетного подразделения FlyArystan. Первый казахстанский лоукостер очень удачно запустился весной 2019 на базе не очень богатого населения страны: за первые полгода операционной деятельности FlyArystan перевезла более 455 тыс. пассажиров и продала более 600 тыс. билетов. Перевозчик растёт сумасшедшими темпами, отбирая пассажиров не только у авиаконкурентов, но и у железной дороги и междугородних автобусных линий.

Видимо, за эти полгода руководству «Эйр Астаны» стало понятно, что бизнес-модель лоукостера имеет большой потенциал в Казахстане, и 30 новых машин будут «в тему» низкобюджетной авиакомпании.

«Эйр Астана» и Boeing не объявляли, когда новые лайнеры MAX начнут поступать казахстанской авиакомпании. Но в уточняющем пресс-релизе перевозчика была такая фраза: «Поскольку возобновление эксплуатации 737 MAX ожидается весной 2020 года, то у FlyArystan будет примерно 18 месяцев для мониторинга ситуации с эксплуатацией 737 MAX другими авиалиниями». Это значит, что первые лайнеры, скорее всего, ожидаются осенью 2021. Таким образом, «Эйр Астана» оставила себе приличный временной люфт для манёвра в случае, если уже разрешённый к эксплуатации MAX снова подведёт.

Впрочем, в октябре 2019 президент и гендиректор Boeing Деннис Мюленбург пообещал, что 737 MAX теперь будет одним из самых безопасных самолётов. Разумеется, после всех доработок программного обеспечения и сертификаций: Boeing уже посвятил более 100 тыс. часов разработке улучшений 737 MAX и провёл более 814 тестовых полётов с обновлённым программным обеспечением. Может, именно поэтому большинство авиакомпаний не отменили свои старые заказы на эту модель и с нетерпением ждут разрешения на полёты. Хотя, безусловно, восстанавливать репутацию американскому концерну придётся очень долго.

Не исключено даже, что модель 737 MAX может ждать ребрендинг. Например, та же Ryanair, которая заказала 200 самолетов 737 MAX, не стала дожидаться решения американцев и уже начала переименовывать поступившие в парк лайнеры MAX в Boeing 737-8200.

Возможно, в «Эйр Астане» надеются, что когда первый MAX поступит в их парк, страсти по нему уже давно утихнут.

Напомним, 22 ноября стало известно, что Air Astana и компания Boeing объявили о покупке 30 самолетов Boeing 737 MAX 8, все они войдут в авиапарк FlyArystan.

 

 Купить билеты авиакомпаний Air Astana и FlyArystan по себестоимости