Как полететь на самолете по цене билета на поезд?

Министерство транспорта и инфраструктуры озвучило некоторые подробности создания в Украине национального лоукостера, который будет предлагать дешевые билеты «чуть дороже стоимости проезда в купейном вагоне». Он будет летать на внутренних рейсах, от которых другие лоукостеры отказались из-за экономической нецелесообразности. С помощью экспертов и участников рынка мы разбирались, каким может быть украинский лоукостер и за счет чего правительство может (и сможет ли?) понизить цены на авиабилеты.

После срыва переговоров с крупнейшим европейским лоукостером Ryanair, украинские власти задействовали план Б по налаживанию дешевых авиаперевозок. На днях министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал создание в Украине новой лоукост-авиакомпании. По его словам, 51% новой компании (как юридической структуры) будут принадлежать украинской стороне, а 49% — иностранцам. Омелян пояснил, что структура должна быть такой, поскольку только компании с украинской регистрацией могут выполнять внутренние рейсы. Начальник отдела авиационного транспорта Мининфраструктуры Галина Дурмуш вчера отказалась уточнить, будет ли контрольный пакет акций в государственной или в частной собственности.

Дурмуш подчеркнула, что новая компания будет делать упор на внутренние авиаперевозки по Украине, которые будет осуществлять во все города (ну, или, по крайней мере, те, в которых есть пригодная для этого инфраструктура). Кроме того, по ее словам, компания будет развивать и направление международных авиаперевозок.

Почему же тогда никто ранее не наладил такой бизнес?

Эксперты отмечают, что работающие в Украине лоукост-компании по экономическим причинам уже несколько лет не летают на внутренних рейсах. В частности, авиакомпания WizzAir, которая с 2008 года начала выполнять внутренние рейсы в Украине (в частности, летала из Киева во Львов, Харьков, Одессу, Запорожье и Симферополь, а также из Симферополя – во Львов и Харьков), с 2013 года прекратила их выполнение. Также авиакомпания Bravo Airways, которая с июля 2016 года выполняла авиарейсы Киев-Одесса-Киев, с 7 февраля нынешнего года поставила их на паузу. В компании объяснили решение низкой загруженностью этого маршрута среди делового активного пассажира в зимний период. В летнем сезоне «Браво» обещала вернуться с новыми силами. Этого не произошло. Оказалось, что компании нерентабельно работать, они с рынка ушли, уточнил глава совета директоров аэропорта «Киев» (Жуляны) Денис Костржевский. Цена билета авиакомпании (до Одессы) составляла от 500 до 800 грн на одного взрослого, напомнил он (это тот ценовой сегмент, в котором рассчитывает запустить лоукостер министерство). По словам Дурмуш, стоимость билетов нового лоукостера будет «чуть дороже стоимости билета в купе поезда» (немногим более 500 грн — 20 долларов).

Сейчас внутренние авиаперелеты в Украине осуществляют только «Международные авиалинии» (МАУ), «Днеправиа» (фактически подразделение МАУ) и «МоторСич» (базовый аэропорт в Запорожье). Таким образом, МАУ, которая летает из крупнейшего в стране аэропорта «Борисполь», фактически не имеет равных конкурентов. Стоимость билетов на внутренние рейсы авиакомпании сегодня составляют 2-2,5 тыс. грн на одного взрослого в эконом-классе. Следует отметить, что с мая компания продает билеты по Украине (при условии раннего бронирования) по ценам около 500 грн. Как пойдет этот лоукост-сегмент в МАУ, сможем оценить уже осенью-зимой, когда люди полетят по этим бросовым ценам.

За счет чего полетим дешево?

По словам Дурмуш, сейчас прорабатывается детальный бизнес-план национального лоукостера. Стоит отметить, что действительно, экономика в этом вопросе — самый трепетный вопрос. Потому что если авиакомпания сможет экономически обоснованно работать по такой низкой цене, соответственно можно считать доказанным факт, что высокие цены МАУ на внутренние авиарейсы – результат монопольного положения авиакомпании. Для того, чтобы выстоять в конкуренции, МАУ придется либо снижать тарифы за счет уменьшения прибыли, либо уходить с рынка. Впрочем, даже если окажется, что летать по цене, озвученной министерством, экономически невыгодно, нельзя исключать тот факт, что государство пойдет на протекционистские меры для нового авиаперевозчика. На прямой вопрос возможно ли это, Галина Дурмуш уклончиво ответила, что протекционистские меры не рассматриваются: «Но приказом министерства предусмотрено, что аэропорты могут предоставлять скидки до 80%».  

Эксперты склоняются к тому, что добиться цены всех билетов (в пределах стоимости места в купе поезда) экономически обоснованными методами не удастся. «Все билеты по такой цене они точно не смогут продавать. По сути это промоцена. Wizz Air, когда начинал полеты в 2008 году, предлагал билеты на внутренние рейсы по 80 грн (но их предложение было очень ограничено). Если говорить о цене на все билеты (в пределах стоимости билета в купе), явно экономика авиакомпании при таких тарифах не получится», — сказал нам экс-заместитель министра инфраструктуры в 2014-2015 гг. Александр Кава. Он также отметил, что все авиакомпании используют динамическое ценообразование – и программа со сложным алгоритмом на основе анализа исторического и текущего спроса решает, сколько билетов и по какой цене продавать: «Если у вас себестоимость полета 150 долл. на одно кресло, то вы уже решаете, сколько билетов можете продать по 10 долл., а сколько — по 290 долл.». С ним согласен и директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий, который также считает, что экономически обоснованно работать по такой низкой цене, как анонсировало министерство, невозможно.

К слову, по словам Дурмуш, компания рассматривает для работы аэропорты «Борисполь» и «Киев» (Жуляны). Переговоры с аэропортами, по словам чиновницы, будут начаты после того, как будет утвержден бизнес-план и авиакомпания будет зарегистрирована юридически. Предположительно, это произойдет в конце 2017 года — начале 2018 года.

По ее словам, у компании будет украинский инвестор, который ранее не работал на рынке авиаперевозок, а также иностранные партнеры (авиакомпании с опытом). Планируется, что парк самолетов нового лоукостера будет состоять из 8 самолетов. «Много это или мало? Смотря о каких самолетах идет речь. Если это Boeing 737 – для начала это очень немало. 8 самолетов – это гораздо больше, чем у Wizz Air, к примеру. Компания работает в Украине на трех самолетах», — отметил Денис Костржевский.

Он подсчитал, что на восьми Boeing 737 лоукостер смог бы перевозить порядка 1,2 млн пассажиров. С учетом того, что ежегодно в Украине услугами авиакомпаний пользуется до 10 млн пассажиров — это 10-15% рынка, подсчитал Костржевский.

Также глава совета директоров аэропорта «Киев» (Жуляны) рассказал, что одним из приказов Мининфраструктуры предусмотрена объемная скидка, то есть, чем больше компания перевозит пассажиров, тем большую скидку она получает: «Если все 8 самолетов будут базироваться в «Жулянах», они получат максимальную скидку». В то же время Костржевский подчеркнул, что пока с вопросами о сотрудничестве с новым лоукостером к аэропорту «Киев» никто не обращался.

При чем здесь поезда?

Директор программы «Инфраструктура» аналитического центра «Украинский институт будущего» Владимир Шульмейстер высказал интересную мысль — для того, чтобы лоукостер мог работать по ценам билета в купе поезда и при этом экономически выжил, нужно повысить цены на проезд в купе. «Развитие внутренней украинской авиации настойчиво сдерживается низкими ценами на внутренние пассажирские перевозки. В 2015 году, в конце марта, я собирал всех, кто причастен к рынку авиации, и мы обсуждали вопрос активизации внутренних авиаперевозок. Тогда все его участники пришли к единому выводу: хотите, чтобы полетели самолеты внутри Украины — установите справедливые цены (рыночные) на перевозки на «Интерсити» и «Хюндай». Нынешняя математика цены на поезда «Интерсити» назначена вообще без учета затрат на амортизацию, того, что на приобретение этих поездов был взят огромный кредит. Низкие цены на перевозки пассажирские не только убивают «Укрзализныцю», но и авиацию», — сказал Шульмейстер, работавший ранее замминистра инфраструктуры и транспорта.

Впрочем, очевидно, что власти на повышение стоимости проезда на «Укрзализныце» пока не пойдут. Наоборот, все выглядит так, что их задача любой ценой добиться низких цен еще и на авиабилеты, пусть и в ущерб экономическим параметрам. Именно этим объяснялось стремление привлечь в Украину лоукостер Ryanair, переговоры с которым продолжаются и сейчас (но в случае с Ryanair речь идет исключительно о международных авиаперелетах).

Ответ на вопрос — для чего власти так добиваются создания дешевого перевозчика, пусть даже в ущерб экономике — очевиден. С одной стороны, это удар по одной из башенок бизнес-империи Игоря Коломойского (МАУ), (борьба с бизнес-империей олигарха с переменным успехом ведется на всех фронтах, не только авиационном), с другой стороны – это попытка завоевать электоральные симпатии накануне выборов, до которых остается все меньше времени. А также сгладить казус с Ryanair.

Напомним, бюджетный авиаперевозчик easyJet заявил, что намерен создать новую компанию в Австрии. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.